ЦАДОК БЕН-ДЕВИД И 50 УКРАИНСКИХ СКУЛЬПТОРОВ 16.09.2012

Ежегодно Киев наслаждается созерцанием масштабного арт-проекта «Большой скульптурный салон». В этот раз грандиозные инсталляции Цадока Бен-Девида и др. Вот в это «и др.» входят то ли пятьдесят, то ли шестьдесят украинских скульпторов. Почему так и в чём грандиозность работ скульптора из Йемена, живущего в Великобритании — наш рассказ.

Начнем с работ Цадока Бен-Девида, которые объездили весь мир и впервые демонстрируются в Украине. «Evolution and Theory (1999)» — металлическая инсталляция площадью 400 кв. м, композиция из 2500 скульптур размерами от нескольких сантиметров до трех метров, созданных на основе иллюстраций учебников по естествоведению ХІХ века. «Это — коллекция образов, которые меня вдохновили. Теория эволюции Чарльза Дарвина, как образы наших корней», — говорит скульптор.

«Blackfield (2008—2012)» – инсталляция из 17 тысяч маленьких цветков. «Здесь 900 видов растений. Их три года раскрашивали десять человек. Основа сталь и фотогравировка, — рассказывает Цадок Бен-Девид, — моя идея состояла в том, чтобы показать проблему жизни и смерти. Цветы выступают, как метафора. Вообще природа — основной объект моих исследований». И это подтверждается новой работой скульптора, созданной специально для демонстрации на Большом скульптурном салоне. «Инсталляцию «Blackflowers (2010—2012)» я увидел в собранном виде только в «Мистецьком Арсенале». Каждый день перед выставкой с утра до вечера здесь работал, — продолжает он, — черные цветы больше, чем они есть в реальности».

В работах Цадока Бен-Девида впечатляет все: площадь экспозиции, трудозатраты, причины возникших у автора идей и их реализация, спустя несколько лет. Ведь подготовка шла не один год. Вероятно, именно по этому, очень долго исследуешь, всматриваешься, вдумываешься в «Эволюцию и Теорию». Скорбишь при виде "Черного поля", а потом, зайдя за него, ахнешь, и чрезвычайно обрадуешься, увидев разноцветное море цветов. А «Черные цветы» — это же сошедшие со стен черные ажурные витинанки. Только они ожили, они отбрасывают тень на песок! Песок… тонны песка… сыпучая жизнь…Песчинки, как мгновения человеческой жизни.

И при этом, глядя на «Evolution and Theory» чувствуешь себя одним из экспонатов этой инсталляции. Рядом с «Blackfield» ты — Гулливер, а «Blackflowers» загадочно манит тебя, как Алису в страну чудес. Но старая добрая Англия осталась где-то там, в прошлом, а мы думаем, думаем, думаем о будущем. К чему приведет эволюция, и как скоро окажемся на черном поле.

От грустной философии перейдем к грустной (а может и не грустной, а такой, какая она есть) украинской скульптурной действительности. Цедок Бен-Девид и пятьдесят украинских скульпторов. Именно так воспринимается Большой скульптурный салон-2012. Почему?

Обратимся к количественным данным. На интернет-страничке «Мыстецкого Арсенала», посвященной салону, указана цифра в 40 скульпторов, в пресс-релизе фигурируют и 50 и 60. Ну, да, ладно, с этими с цифрами. Может в последний момент не успели организаторы привести общее число участвующих к единому «знаменателю». Главное-то, как известно, не количество, а качество. Так, где оно? Частично экспонируются работы, которые были на салоне и год, и два, и пять лет назад. С одной стороны посетители, впервые пришедшие на выставку в этом году, рады будут всему увиденному. С другой, скульпторы (опять автора волнуют цифры)? Надо ли столько? Может более жесткий отбор выявит и представит на Большом скульптурном салоне лучшее. Но опять же, салон проводится раз в год и только здесь отечественные ваятели могут показать максимально свои работы, не задумываясь о возможностях экспозиционного помещения.

На Большом скульптурном салоне-2012 наряду с уже известными работами, есть и новые. Правда, они отчасти теряются в общей массе (опять автор про количество). Конечно, это не имеет отношения к творению Виктора Сидоренко. Она не затеряется. Это себя чувствуешь затерянной-растерянной около неё. «Большая женщина для большой выставки, — комментирует он, — Это моё продолжение киевских баб скульптурного пространства». Александр Сухолит и Саид Ахмади на VI Большом скульптурном салоне представили спецпроект "Мастерские".

Посетители Национального ботанического сада имени Гришко хорошо помнят «капельки» Екатерины Бучацкой, которые демонстрировалась этим летом на Первом международном фестивале скульптуры Kyiv Sculpture Project. Насколько «Точка росы», выполненная из разного материала и меняющая цвет в зависимости от погоды и освещения, естественно смотрелась в живой природе! А вот капельки в другом пространстве, в зале «Мыстецкого Арсенала». Так и хочется погладить зеленую травку и заглянуть в капельку-зеркало. Но «Экспонаты руками не трогать!» и «По газонам не ходить!»

В этом году Большой скульптурный салон проводится практически сразу же после Первой Киевской биеннале. Понятно, что организаторам просто физически тяжело так сразу реализовать что-то новое и интересное. К тому же салону уже шесть лет. И это замечательно, что у «Мыстецкого Арсенала» есть возможность его проводить. Поэтому все на VI Большой скульптурный салон!

Но все-таки проекты такого творческого масштаба должны в первую очередь показывать развитие отечественного искусства, должен быть баланс количества и качества. Поэтому изменение формата салона или новая концепция просто необходимы. Иначе он превратиться в Большой «антикварный» салон скульптуры.

Татьяна Николаева
ГЛАВНАЯ

Сайт создан в системе uCoz