ЖИВОПИСЬ ПОД ВОДОЙ - СКАЗОЧНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 2.9.2009 | |
Отрываясь на некоторое время от городской суеты и проблем, мы с радостью едем на юг. Отдохнуть, позагорать, сфотографироваться у моря и купаться, купаться, купаться :) Но кроме отдыха у воды, существует еще увлекательное времяпрепровождение под водой - дайвинг. А кроме "наземной" живописи – "подводная". Это направление - молодое. Его основоположником можно считать разменявшего восьмой десяток (!) Андре Лобана - бессменного оператора и соратника Жака-Ива Кусто. Кроме искусства кинематографии, в начале XXI века Андре Лобан
"погрузил" в воду и избразительное искусство.
Поэтому не удивительно, что именно он награждал победителей Международного фестиваля подводного изображения "Серебряная акула", который проходил в мае 2009 года в столице Украины. Весной киевский художник Александр Белозор получил на этом фестивале Гран-при в номинации "Лучшая живописная работа", а в конце лета привез из Крыма еще десять полотен, созданных им на 16-метровой глубине Черного моря. Об особенностях подводного импрессионизма, а также впечатлении, которое произвели его работы на курортников и морских обитателей, мы с ним и беседовали. Т.Н.: Александр, как получилось, что вы в поисках сюжетов спустились на дно? А.Б.: Несколько лет назад мне довелось поучаствовать в съемках фильма "Портрет, написанный глубиной", где я по задумке автора создавал под водой картину. Сначала было как-то страшно и непривычно. Я никогда не был дайвером. Но когда освоился, то испытал просто захватывающие эмоции от подводной работы и всего, что меня окружало. А этим летом я совершил второе масштабное погружение в районе Мисхора, Фароса и Воронцовского дворца. Т.Н.: Насколько я понимаю, в основе все-таки дайвинг. И вы на 16-метровой глубине были не один? А.Б.: Да, надо быть хорошим дайвером. И всегда нырять в сопровождении одного-двух человек. Это на природе или в городе я могу взять мольберт, холст, краски и пойти работать в одиночестве. Под водой теряешь чувство времени, ориентацию, забываешь обо всем на свете, даже кажется, что можно снять маску и дышать полной грудью. Поэтому, конечно, рядом должен быть кто-то на подстраховке. Со мной работали опытные ребята Володя Авраменков, Саша Комаров и Сережа Чехлов из дайв-центра "Катран". В среде профессионалов они очень хорошо известны, ну, а с Андреем Макаревичем они вообще дружат. Т.Н.: А в море вы тоже брали с собой мольберт :) ? Какие особенности подводного оснащения художника и условий работы? З.О.: Главная особенность - это то, что нельзя сделать перекур (смеётся). Нужно постоянно следить за дыханием и за временем. Ведь воздуха в баллоне только на один час, и надо успеть создать картину. Поэтому еще заранее следует выбрать место, где будешь работать. Еще одна особенность в том, что ты не стоишь, а как бы зависаешь над холстом. Тяжело очень выдавливать краску из тюбика. Кстати, по поводу мольберта и красок. Краски я брал самые обыкновенные – масляные, вместо кисти – мастихин (тонкая лопатка такая), мольбертом мне служили камни или морское дно. Так что оснащение максимально простое, кроме самого холста. В нем главная особенность подводной живописи. Полотно должно быть обработано специальным раствором, чтобы не намокало. Т.Н.: Интересно, как с художественной точки зрения меняется восприятие "картинки" под водой? А.Б.: Хороший вопрос. Меняется на 100 %. Там нет ничего, на что обычно художник привык ориентироваться, скажем так, на суше. Нет линии горизонта, нет вообще никаких вертикальных и горизонтальных линий, как, к примеру, на земле - деревья, дома или дорога. Меняются цвета. Становятся глубже, темнее и холоднее. Солнечный свет преломляется в воде и совсем по-другому освещает всё вокруг. Поэтому я старался работать по утрам в хорошую солнечную погоду. И еще. Всё окружающее тебя у-п-л-ы-в-а-е-т! Картинка меняется на глазах! И здесь требуется определенная смелость. Не думать, не ждать, а сразу рисовать. Т.Н.: Как реагировали морские обитатели на ваше творческое вторжение в их среду? А.Б.: С интересом и любопытством. Помню, стайка рыб-зеленух зависла надо мной. Пока я не особо шевелился, они подплывали, кусочки красок хватали. Потом, правда, выплевывали. Только резкое движение - они врассыпную от меня. А один раз прямо на полотно забрался краб. Сидел, смотрел. Потом уполз куда-то по своим делам. Ой, а еще день выдался - пристала ко мне рыбка-бычок. "Дядя, дай посмотреть" да "дай посмотреть" (шутит). Подплыл ко мне сантиметров на тридцать и целый час вот так рядом маячил. Только я его отгоню, он отплывет, потом опять возвращается. А когда я на сушу выходил, держа картину в руках, то тут уже наземные обитатели обступали меня: "В воде нарисовали? Классно! А сколько стоит?". Ведь мы для удобства, чтобы не повредить холст, выбирались из воды прямо на пляж, где люди загорали. Т.Н.: Море и живопись – две страсти сошлись воедино. Наверно, чувствуешь себя как-то по-особенному? А.Б.: Да. Эйфория! Радость безграничная! Подводный мир необыкновенный, сказочный. Поэтому и картины мои в стиле импрессионизма. Побывав под водой, начинаешь мыслить по-другому. Мы постоянно окружены повседневностью. Город, транспорт, люди. Даже на море отдыхаешь - всё равно город-транспорт-люди. Просто в меньшем количестве. А под водой ВСЁ ИСЧЕЗЛО! Ты рисуешь, а вокруг вода. Только ты, море и живопись. Конечно, побережье Черного моря изрядно загрязнено. И тут не те подводные красоты, как, скажем, на Средиземном. Но некрасивых мест нет, просто мы за обыденностью вообще уже ничего не замечаем. Хотя если остановиться, задуматься на секунду, и в этой обыденности можно найти что-то интересное. СПРАВКА: Александр Белозор родился в Чернигове в 1963 году. С детства много рисовал и уже в тринадцать лет принимал участие в первой в своей жизни выставке. В 1980 году переехал в Одессу, где поступил на художественно-графический ф-т Одесского пединститута. В 1995 году перебрался в Киев. Много экспериментировал с различными материалами: керамикой, стеклом, металлом, тканью. Сейчас создает картины в стиле абстрактной реальности. Его работы выставляются на международных и украинских художественных выставках. Кроме того, Александр снимался в кино. В фильме Игоря Недужко "Портрет, написанный глубиной" занимался подводной живописью, также сыграл главную роль в фильме, посвященном художнику Александру Богомазову. А о творческом пути самого Александра Белозора снято два документальных фильма. Татьяна Николаева |