«Жизнь после смерти» (ФОТО) 13.10.2010 | |
В последнее время практически каждое умершее в киевском зоопарке животное становится объектом для публикации – новостью, об очередном противостоянии бывших и работающих сотрудников зверинца с комментариями и взаимными обвинениями. В этот раз мы решили рассказать о… «жизни после смерти». Ведь большинство погибших диких зверей после вскрытия попадают в Музей анатомии им. профессора Г.О. Гиммельрейха Национального университета биоресурсов и природопользования Украины.
![]() Вход в музей INTV побеседовал с доцентом кафедры анатомии животных им. академика В. Г. Касьяненко НУБиП Украины Олегом Мельником, человеком, который вот уже двадцать лет занимается созданием экспозиции. Он провел для нас экскурсию по музею, рассказал о собранных здесь экспонатах. И всё-таки мы не могли не обсудить «околозоопарковые» вопросы. Так как функционирование музея напрямую связано с ним. ![]() Скелеты лошадей INTV: Олег Петрович, сколько на сегодняшний день экспонатов в музее анатомии? О.М.: Более тысячи. Это имеется в виду с момента получения музеем в 1989 году помещения (110 кв. м.). Сама же история музея идет с 1920-х годов, с приходом на кафедру анатомии академика Б. А. Домбровского. Он заложил основы преподавания анатомии животных, которыми мы пользуемся по сегодняшний день и начал собирать коллекцию. В довоенный период кафедру возглавлял академик В. Г. Касьяненко. Музей развивался и был на то время довольно-таки хорошим, насчитывая более двухсот уникальных экспонатов, над созданием которых работали тогда еще начинающие ученые Г. А. Гиммельрейх, П. А. Осинский, Г. С. Абельянц. ![]() Часть скелета молодого слона (1924 год) Затем началась война. Институт эвакуировали в Свердловск, а музей остался и… практически весь был разграблен. Потом долгое время не было помещения для создания музея. А в 1980-х был построен новый корпус Сельхозакадемии на улице Потехина и 1 сентября 1989 года музей начал свое возрождение. Я тогда еще учился на пятом курсе. С тех пор я и занимаюсь музеем. Всё, что здесь вы видите, собрано моими руками. INTV: Ваш музей анатомии животных считается одним из лучших, не так ли? О.М.: Дело в том, что европейские нормы преподавания в вузах, где изучают анатомию, требуют наличия на соответствующем факультете музея не менее 100 метров квадратных. Мы соблюдаем эти требования и на сегодняшний день наш музей действительно один из лучших в мире среди ветеринарных факультетов. В его создании принимали участие и наши студенты. Они занимались его художественным оформлением. Как вы видите, он оформлен необычно. Традиционная беда всех музеев анатомии в том, что там просто стоят экспонаты ради экспонатов. Мы решили отойти от этого. ![]() Скелеты человека, собак, обезьян, череп слона (животное было подарено в 1960-х Н.С.Хрущеву Джавахарлалом Неру) INTV: Какие источники пополнения коллекции? О.М.: Их три - дружеские контакты с коллегами из других стран и музеев, охотничьи трофеи и большая часть, конечно, из столичного зоопарка. Кое-что есть из Николаевского зоопарка. Например, вот уши африканского слона. Согласитесь, я же не поеду за умершим носорогом в Африку. Были случаи, присылали нам экспонаты из Новой Зеландии, тоже благодаря дружеским контактам. А один раз казус вышел. Не смогли получить гаттерию (внешним видом напоминает крупных игуан). Взяли все официальные разрешения. И с нашей стороны, и с новозеландской. А у них свои законы. Они решили посоветоваться с вождями маорийских племен. Можно ли передать в музей умершую гаттерию. Оказалось, это – предмет их культа. И нам отказали. ![]() Олег Мельник, вверху – уши африканского слона INTV: Какое практическое предназначение музея? О.М.: Наш музей – это сосредоточие научной, исследовательской, обучающей (для студентов) информации. Мы здесь и экскурсии для детей проводим. Я скажу так, при наличии в городе зоопарка музей анатомии, имеет большое научное и просветительское значение, и хранит ценные научные фонды. Если в зоопарке гибнет какой-либо зверь, а ведь это не домашние животные (кони, свиньи и т.д.), а экзотические для наших мест, конечно, мы заинтересованы получить его в музей. Например, родился в Лондоне в 1962 году носорог, погиб в Киеве 1992-м. Ну, умерло животное. Сделали бы вскрытие, установили причину смерти и утилизировали. А так теперь он у нас стоит. ![]() Скелет жирафа, рядом коза INTV: Все погибшие в зоопарке животные попадают к вам? О.М.: Да. С зоопарком у нас заключен официальный договор, который мы периодически продлеваем. Договор не предусматривает финансовых расчетов. В соответствии с ним абсолютно все звери, гибнущие в киевском зоопарке и не имеющие инфекционной патологии, направляются к нам после вскрытия. То есть весь труп животного. Часто наших специалистов привлекают в зоопарк на вскрытие. Как это было в случае со слоном Боем. INTV: А слона пока не выставляете в экспозицию? О.М.: Нет. Проблемы у нас с площадью. Нам надо расширяться. Строить еще дополнительно помещение. Думаю, Госкомветеринарной медицины поможет в этом. Кстати, у нас уже два слона. Слониха, умершая лет пять назад в зоопарке, ну, и Бой. Но нет места, чтобы их выставить, лежат в фонде. ![]() Скелет пеликана INTV: А кто еще из крупных животных у вас есть? О.М.:Ну, сам музей начинается за его стенами еще с улицы, где у нас находится скелет синего кита. Есть и малый полосатик (вид кита), черная гринда (семейство дельфиновых), медведи и многие другие животные. INTV:Наверно, вас уже замучили вопросами о Бое? О.М.:Да. Это точно. Единственное, что могу сказать. Я был на вскрытии. Мое мнение однозначно. Это - отравление ядом из группы цианидов. Клиническая картина излагается всего тремя словами. Как меня еще учили: «Вдох, крик, смерть». Да и патологоанатомические признаки при вскрытии были очевидны. INTV:Музею уже двадцать лет. Были ли на вашей памяти аналогичные случаи массовой гибели животных в зоопарке, вот как сейчас? О.М.: Да. За это время было три таких всплеска. Первый еще лет пятнадцать назад, так, что я не успевал обрабатывать поступивший материал. До директорства Светланы Берзиной в начале 2000-х тоже был мор. И я не удивлен тому, что сейчас происходит. Возможно, в ближайшее время в зоопарке умрет еще кто-то их крупных животных. Дело в том, что коллекция зоопарка старая. Носорог, если я не ошибаюсь 1968 года рождения. Бегемоту – 53 года. Гаял (дикий бык) умер. Ну, так ему 26 лет было ! Они в природе столько не живут. Зоопарку требуется обновление коллекции. Надо организовывать завоз новых молодых животных, чтобы они могли развиваться, плодились. Условия в зоопарке, в принципе, нормальные. Конечно же, они требуют усовершенствования. Это закономерность: что сегодня или раньше считается панацеей – завтра может не выдержать никакой критики. ![]() Кулан и носорог INTV: А шимпанзе? Её же молодую передали в зоопарк. Вот умерла недавно. О.М.:Да – молодую им передали обезьянку. Но она уже была больна, имела функциональные нарушения. К тому же она умерла не в зоопарке, а в «карантине». Или возьмем другой случай. Вот слониха, что у нас уже в музее. Её тоже передали в зоопарк сравнительно в молодом возрасте. Когда она умерла (причина смерти миокардиопатия), мы сделали вскрытие. Так она слонят вообще не могла иметь. В матке были функциональные нарушения. А под кожей 9 мм картечь. Понятно, что из Индии с этим приехала. На коленах разросты - заболевание суставов. А животное передали, якобы всё хорошо. Диагностика и лечение диких животных – очень сложная вещь. Или самка носорога, вот её «муж» уже стоит у нас. Ей лет сорок. И толка уже не будет. Поэтому дикие звери должны рождаться и развиваться в зоопарке в молодости, а не в глубокой старости. INTV: То есть старость – причина смертей? О.М.: Да. Одна из причин. Да и хорошего кипера подготовить сложно. Тут важна любовь к животным, фанатизм, если хотите, а зарплаты у них какие? Единственное, что касается киевского зоопарка, я хочу отметить, что в его ветеринарной службе работают высокопрофессиональные кадры. В Украине нет более квалифицированного ветврача, который работает с дикими животными, чем главврач киевского зоо парка Андрей Андреевич Марунчин. Ну, а взаимоотношения сотрудников зоопарка - это их внутренние дела. Я только могу обратить внимание еще раз на работу моих коллег ветеринаров. Это – высокопрофессиональные специалисты. ![]() Новый экспонат INTV: Как создается экспонат? О.М.:В связи с договором зоопарк избавляется от необходимости утилизировать умерших животных, а мы получаем для научных исследований полностью весь труп животного. Это и для научных фондов, и для музея экспонаты и студенты наши учатся на «живых» примерах. Труп вываривается. Затем кости очищенные от мягких тканей отбеливаются в перекиси водорода. Таким образом, происходит скелетирование трупа. Кости сушатся. Потом сборка. Скелеты у нас не на подпорках стоят, а на своих ногах. Сложнее всего собрать скелет рыбы. При варке череп любой рыбы, кроме акулы, распадается на множество костей. Можно и полгода собирать такой скелет. ![]() Забальзамированная навеки голова щуки О.М.: Ну, а полностью отработанный материал мы утилизируем. Утилизация у нас тоже производится официально в соответствующих организациях. Поймите, чтобы лечить, надо знать строение организма. В 1815 году учитель известного русского хирурга и анатома Николая Ивановича Пирогова, профессор Мухин (кстати, выходец с Украины) сказал: «Врач - не анатом, не только бесполезен, но и вреден». Нашему музею уже двадцать лет! Материала для изучения, исс ледований, написания диссертаций по сравнительной анатомии предостаточно! Но и на этом мы не останавливаемся. Разработали метод полимерного бальзамирования – пластинации. На сегодняшний день кафедра анатомии животных Национального университета биоресурсов и природопользования Украины - единственная (!) в нашей стране, к то занимается этим вопросом. ![]() Лапа гималайского медведя Вернёмся к зоопаркам. Их роль велика. Например, в Чехии в зоопарке размножаются носороги, антилопы. Они потом везут их в Африку, выпускают в естественную среду обитания. Кстати, к вопросу о финансировании(!). Или Олень Давида - редкий вид оленя, в настоящее время известен, только, в условиях неволи. В киевском зоопарке он есть. Конь Пржевальского (дикая лошадь), да и многие другие животные, если бы не зоопарки, их бы уже не существовало. Татьяна Николаева. фото автора |