ДУХОВНЫЕ СОКРОВИЩА РУК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ

Есть вещи, о которых сложно говорить, тем более писать. Надо или углубиться в узкоспециализированую терминологию, или выплеснуть свои впечатления эпитетами, аллегориями и метафорами, а может, заглянув себе в душу, просто постоять-помолчать. Именно так можно охарактеризовать, посвященную 1025-летию Крещения Руси, выставку «Сокровища православия», которая в течение июля-августа 2013 года удивит посетителей Киевского национального музея русского искусства. Традиционная фраза− на выставке представлено сорок произведений сакрального искусства XIII-XVIII вв. из собрания музея и частных коллекций, не походит для столь значимого, с одной стороны, исторического и религиозного события, а с другой, события в мире искусства. Давайте подискутируем о переплетении истории, православия и творчества в музейном пространстве и за его пределами.

1025 лет назад?
Если верить летописцам, введение христианства в Древнерусском государстве (с 882 г. также Киевская Русь) относится к Х веку. Напомним, правнук легендарного Рюрика князь новгородский, киевский великий князь Владимир I Святославович (ок.960—1015) принял крещение от Константинопольской церкви. Согласно самой ранней из дошедших до нас летописи (начало XII в.) «Повести временных лет», это произошло якобы в 6496 году «от сотворения мира», то есть приблизительно в 988-м. Не будем исследовать сейчас причины, побудившие князя, ибо любые из них только «преданья старины глубокой». Упомянем только общеизвестные для развития культуры последствия его судьбоносного шага. Проникновение на русские земли византийской культурной традиции привело к развитию зодчества и иконописи, распространению кириллической письменности и пр. Новая вера не сразу завоевала славянские земли. Новгород был крещён только в 990 году, Полоцк около 1000-го, а в Ростове и Муроме, например, сопротивление христианству продолжалось до XII века. Так принято считать. Известно также, что первыми епископскими кафедрами, кроме Киева, стала Новгородская, вероятно Черниговская и Владимир-Волынская, Переяславская епархия. В истории Русской Церкви первым Киевским митрополитом утвердилась традиция считать митрополита Михаила (Сириянина).

Христианство подкреплялась величественными культовыми сооружениями, церковными письменами и хрониками. Вспомним самые яркие образчики древнерусского каменного зодчества. Десятинная церковь в Киеве (не сохранилась), строительство которой относят к 989 году, а грандиозный Софийский собор был заложен в 1037-м уже сыном Владимира Великого князем ростовским, князем новгородским, великим князем киевским Ярославом Мудрым (978—1054). Именно по мозаикам и фрескам этого собора мы можем судить об иконописи так называемого домонгольского периода. Ибо из Киева, до нашего времени не дошло ни одной древнерусской иконы. Древнейшие иконы сохранились в Великом Новгороде. Памятники русского извода (диалекта) старославянского языка − Остромирово Евангелие, датируемое серединой XI века, Изборник Святослава 1073 года.

Творец и образ
Уход от язычества требовал нового видения. Как же в то время интерпретировалось слово «образ»? Выдающийся российский учёный, известнейший исследователь древнерусского искусства Георгий Вагнер (1908—1995) в статье «Творческий образ в понимании русского автора ХI века» писал: «…что же вкладывалось в понятие образа самыми ранними русскими книжниками, в которых можно видеть не только первых филологов, но одновременно первых истолкователей, если не теоретиков искусства. На первом месте оказывается понимание образа как внешнего вида. В сказании о Борисе и Глебе – образ унылый… Понимание образа как изображения. В Изборнике Святослава – образы храбрых мужей. Образ как икона, в частности как нерукотворный образ, который одновременно понимается и как изображение… Поскольку начертатель образа, а также изображения назывался «образъник», или «творецъ», а творимым образом могло быть не только нечто зримое, но и воображаемое, то с понятием «образ» связывалось и художественное творческое содержание. Творчески создаются храмы, песни, ризы, каноны…»

«Рад показать вам наши сокровища
…духовные сокровища, которые мы бережно храним», − сказал на открытии выставки директор Киевского национального музея русского искусства Юрий Вакуленко. Одно из сокровищ древнерусского искусства − образы русских князей: ростовского Бориса и муромского Глеба. По преданию, сыновья Владимира Святославича были убиты в 1015 году их сводным братом Святополком Окаянным. В последствие борьба за княжеский престол привела к смерти от рук Ярослава Мудрого и самого Святополка. Возможно, Ярослав и предпринял первую попытку канонизации своих братьев. В 1072 году Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, покровителями всех русских князей, их именем призывали к единству Руси и прекращению междоусобных войн.

Борис и Глеб. Середина ХIII в. Новгород (коллекция КНМРИ)

На иконах они изображались в княжеском облачении, часто прижимая к груди символ мученичества – крест.

Иго или что?
Икона изображающая канонизированных сыновей Владимира Великого была создана в середине ХIII века в Новгороде. Примерно в это же время в 1240 году в Киеве монголы разрушили Десятинную церковь, в которой якобы покоились мощи Крестителя Руси. Монгольское нашествие на русские земли, оно же монголо-татарское иго, а может татаро-монгольское, если оно действительно произошло, длилось якобы двести пятьдесят лет. Южные и западные русские княжества были разорены и вошли в состав Литвы. Политический и церковный центр сместился на северо-восток. В 1299 году митрополит Максим перенес свою кафедру из Киева во Владимир на Клязьме. Научная полемика о существовании этого самого ига и его роли в истории государства длится не одно столетие. Но в истории искусства принято выделять домонгольской период. В конце XII века −начале XIII века пошли процессы перехода художественных традиций Киева в Северо-Восточную Русь. Начался расцвет Владимиро-Суздальской, Новгородской, Псковской, Галицко-Волынской и других художественных школ каждая из которых имела свои особенности в иконописи и храмостроении.

Богоматерь Одигитрия Грузинская . XVI в. Новгород и Страшный суд. XVI в. Новгород (коллекция КНМРИ)

Среди представленных на выставке "Сокровища православия" икон, вызывает особый интерес список Грузинской Богоматери. В нарушение приняных канонов в изображении Младенца, его правая рука не благославляет, а сжата в рукак. О вероятных причинах ошибки иконописца мы умолчим. Ответ вы узнаете, посетив выставку.

Русское царство и Средняя Русь
В конце XIV− начале XV веков художественная жизнь сосредотачивается в Москве. В этот период здесь работают гениальные иконописцы: Феофан Грек (ок.1340−ок.1410), Андрей Рублев (ок.1360−1428), Дионисий (ок.1440−1502). В последние десятилетия XIV века были созданы первые высокие иконостасы. Это − перегородка с несколькими рядами (чинами) икон, отделяющая алтарь от основной части православного храма. Чины устанавливались на расписных балках-тяблах один над другим. Внизу ряд так называемых местных икон, выше – «деисусный» чин (иконы с изображениями Христа и обращённых к нему в молитвенных позах Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов, «отцов церкви»), ещё выше – «праздничный» чин (с изображениями гл. эпизодов из жизни Христа и Богоматери).

Музейная коллекция «открывает» Царские врата (XVI-XVII вв.), Деисусный чин (ХVI в. Москва), Деисусный и праздничный чин (нач. ХVI в., Московская школа), Деисусный чин (конец ХVI в., Строгановская школа). Не удивляйтесь. когда прочитаете на этикетках около некоторых икон: "Средняя Русь". "Петербургский историк и археолог В. А. Булкин первым обратил внимание на то, что «район Смоленска представлял собой своеобразный узел воднотранспортных систем Восточной Европы», и предложил для обозначения этого уникального региона использовать термин «серединная Русь». Главные города: Смоленск, Полоцк, Изборск", − полемизирует на данную тему в статье «Смоленск-центр «Средней Руси» или город-призрак?» Владимир Марков (Сетевой литературно-исторический журнал «Великороссъ» №22). Сотрудник КНМРИ на мой уточняющий вопрос о местоположении Средней Руси назвала Рязань и Тверь. Где же ты загадочная Средняя Русь?

Однако, как русские земли не называй, да только в 1547 году великий князь московский Иван IV Грозный стал царём и принял титул: «Великий государь, Божиею милостью царь и великий князь всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Рязанский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятцкий, Болгарский и иных», впоследствии, «царь Казанский, царь Астраханский, царь Сибирский», «и всея Северныя страны повелитель». В ХVІ веке начался процесс обмирщения (т.е. снижение роли духовных образов и высокого предназначения искусства до утилитарных задач). Не удивительно, что именно борьба старого и нового, нарушение иконографических канонов на пути к светской культуре навели на…

Сомнения дьяка Висковатого
Государственный деятель, дьяк Посольского приказа Иван Висковатый (умер 1570) потребовал соборного разбирательства, которое касалось иконографического стиля новых икон, написанных для сгоревшего в 1547 году Благовещенского собора Московского Кремля. Особенностью «новых икон» было изображение множества людей, в том числе и не относимых церковью к числу святых, или «многоличность» изображения, или использование аллегорий. «Не подобает невидимого Божества и бесплотных воображати…». Он считал, что образ Божий может быть только записан словами. Смущало его и обилие аллегорий на иконах. В частности, изображение Христа в образе юноши облачённого в броню, держащего в руке меч или образ Святого Духа «в птичьем незнаемом образе». Он утверждал, что иконы имеют целью напоминать о Христе не грамотным, тем кто «не видят книг», и отступления не допустимы, ибо дают ложные образы и т.д. Соборное разбирательство состоялось в 1554 году и закончилось, как вы думаете чем? Осуждением самого дьяка. По мнению историка, профессора Кембриджского университета Николая Андреева (1908—1982), дьяк Висковатый выдвинул ряд важных и ценных соображений по поводу русской иконописи и «каковы бы ни были истинные причины его выступления — обнаружил большую эрудицию и, по нашему мнению, ясное понимание духа и смысла церковной живописи». Сложившаяся в конце XVI века, Годуновкая школа иконописи стремилась возродить традиции дионисиевского искусства, следуя древнему иконописному канону. А Строгановская школа иконописи (по имени богатых купцов-солепромышленников Строгановых) того же периода привнесла узорчатость и красочность. Анализируя западноевропейские гравюры, иконописцы, эмльеры, чеканщики использовали барочные орнаментальные мотивы, светотень, привносили черты портретности в иконописные образы.

Реальное и идеальное
Как ни велико число противников западных икон, сторонников их было больше. Современники известнейшего московского иконописца и графика (по-старому − изограф) Симона Ушакова (1626—1686) ценили его главным образом за “живопись” ликов. В трактате «Слово к люботщательному иконного писания» он обозначил свою доктрину о взаимоотношениях живописи и реальной натуры, т.е. отношения искусства к действительности. В свою очередь духовный писатель протопоп Аввакум (1620−1682) помимо неканоничности сюжетов, указывал на: «А все то писано по плотскому умыслу, понеже сами еретицы возлюбиша толстоту плотскую и опровергоша долу горняя». В этом и состояло противоположение — реального и идеального. По его мнению, все, что изображается на иконе, нечто идеальное, существующее вне осязаемой действительности, и всякое приближение к этой повседневности и прозе есть уже кощунство. Начавшемуся движению (свое рода замещению искусством религиозных догм) был подвержен царь Алексей Михайлович (1645—1676) и его любимец, начальник Оружейной палаты боярин Хитрово (где и работалСимон Ушаков). В противоположность своему отцу — первому русскому царю из династии Романовых Михаилу Фёдоровичу (1596—1645), царь Алексей не стал хранителем старых традиций в иконописи. Его вкусы сфокусировались на том самом “плотском”, реалистическом искусстве. Таким образом, XVII век завершил период древнерусского искусства.

Храм или музей?
Киевский национальный музей русского искусства хранит выносные иконы XVI в. (изображение с двух сторон иконы), складные крестытельники, которые еще называятся энколпионы или панагии (небольшой ковчежец с изображением Иисуса Христа или святых. Внутри помещались частицы освященной просфоры или мощи святых, чтобы охранить человека от различных напастей. Носится на шнурке или цепочке). Кроме произведенией сакрального искусства из запасников КНМРИ, представляется возможность заглянуть в частные коллекции: "Троица" (начало ХХ в., Москва) от Аукционного дома "Золотое сечение", украинская икона XVII-XX вв. галереи "Ню-Арт". Отдельный зал выделен под современные ювелирные искусство религиозной тематики.

Олег Галатин "Богоматерь Владимирская" (инталия на огранённом топазе, ручная резьба)

Ювелирный дом "Лобортас". Икона «Игоревская» (золото, эмаль, сапфиры желтые, рубины)

Кстати, несколько лет назад в КНМРИ демонстрировались геммы Олега Галатина. Драгоценные и полудрагоценные камни с выпуклым (камея) или вогнутым (инталия) резным изображением на них. Глиптика — древнейшее искусство резьбы.

В Новое время сакральным стали называть церковное искусство, произведения которого совмещают в себе художественную, дидактическую и культовую функции. Можно спорить о "красивости" современных произведений сакрального искусства. Трансформация образа в изображение, как мы знаем, произошла не сейчас. И уровень духовности в работах современных иконописцев отсутствует уже на генетическом уровне. Но где должно находиться то истинное искусство? В музее или там, откуда оно было вынесено? Пребывание на выставке «Сокровища православия» навело на мысли о сохранности и реставрации. И в том время рука тянется осенить себя крестным знамением, а мысли ведут в храм.

1. Андреев Н. О «деле дьяка Висковатого» . − Философия русского религиозного искусства. XVI-XX вв . – М., 1993.
2. Булкин В. Днеро-Двинское пространство – «серединная» Русь//Петербургский археологический вестник, 1995, № 5, С. 130-135.
3. Грабарь И. Э.История русского искусства. Т. VI. −М.: Изд-во И. Кнебеля. − [1910–13].
4. Русское искусство ХІ − ХІІІ векав. − М.: Изобраз. Искусство, 1986. − С. 6−7.

Также использована информация из лекций профессора Л. Миляевой и Л. Владовой (НАОМА), а также справочная информация из Нового энциклопедического словаря изобразительного искусства В. Власова и, конечно, Википедии :)

Фото kmrm.com.ua, www.gliptica.ru, lobortas.com

Автор - Татьяна НИКОЛАЕВА, Портал журналистов, июль 2013.
ГЛАВНАЯ

Сайт создан в системе uCoz