КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ – технология или пристрастие?

Ведение аукционного бизнеса сопряжено с разного рода рисками, поэтому появление на арт-рынке нового игрока неминуемо приводит к усилению конкуренции. Если она сопряжена еще и с недостатком высококачественных предметов купли-продажи, то выжить, а тем более выбиться в лидеры проблематично, но… можно.

Кандидат филологических наук, член Союза писателей Великобритании, экономист и коллекционер Екатерина МакДугалл в 2004 году основала в Лондоне вместе с мужем Уилльямом аукционный дом MacDougall’s. О предпосылках создания Дома, его почти десятилетнем функционировании, трендах в мировом аукционном бизнесе, а также роли женщины в нём рассказывает основательница АД MacDougall’s.


− Всё начинается с идеи, возникновение которой практически невозможно проследить, не так ли? Но это-то как раз является самым интересным. Поэтому первый вопрос, конечно, об истоках создания аукционного дома.
− Идея возникла совершенно случайно в 1900-х. Раньше торги русского искусства проводили только два аукциона и только три раза в год. Мы решили, что нужен еще один аукционный дом. Моя семья очень долго занимается коллекционированием живописи, начиная еще с прадеда, который жил в Москве. Поэтому, естественно, мы хорошо знали этот бизнес, но, правда, с другой стороны, с красивой. И казалось, что это будет не так уж и трудно - создать собственный аукционный дом. А потом выяснилось, что это очень сложно, но уже некуда было деваться. Причем наибольшей трудностью было убедить коллекционеров отдавать нам хорошие работы.

− А какие аргументы приводили? Как убеждали?
− Не знаю даже. Сначала в основном участвовали друзья. Люди, которые знали меня лично, хотели помочь. Я с мужем много коллекционировала русскую живопись зарубежья. Помогали семьи русских художников-эмигрантов. Давали картины своих бабушек-дедушек. Процесс становления аукционного дома был постепенным. Сейчас мы неизменно входим в тройку лидеров на русском рынке. А в 2010 переторговали Sotheby’s. Это был для нас переломный год. Сейчас мы единственные среди мировых аукционных домов имеем свой офис-галерею в Москве. Чего не имеют наши конкуренты. MacDougall’s очень активно занимается частными продажами в России. И на сегодня объем частных продаж почти превосходит аукционный.

− По-вашему мнению, с чем это связано?
− У нас наработана обширная клиентская база. И сейчас, когда мы знаем своих коллекционеров, то при появлении работ их уровня, мы сразу им их предлагаем.

− Как происходит процесс поиска работ? Как часто обращаются к вам с конкретными заказами?
− Я просматриваю большое количество коллекций. И если клиент меня просит найти конкретного художника, то я просто помню, где это весит. У меня хорошая зрительная память. Но бывает, так что мы ставим перед собой цель отыскать какую-то потерянную коллекцию или работы с какой-то старой выставки. Бывает и такое, но это очень сложный процесс.

− Тогда вопрос о борьбе. Но не о восточных единоборствах, которыми вы владеете, а о душевной между коллекционером и продавцом предметов искусства? Бывает жалко, что картины прошли мимо вас?
− Иногда бывает очень жалко. Я даже посвятила этому немало страниц своего романа «Бриг Меркурий». «Зачем ты открыла свой аукционный дом?», − спрашивает главный герой (молодой олигарх) главную героиню. Она отвечает, что художники, которые уехали на Запад, были малоизвестны, и живопись их никому не была нужна. Они захотели вернуться. «Но почему не выставка, не книжка, почему аукционный дом? Что мертвые хотят денег?». «Мертвые хотят признания, а в нашем современном мире, к сожалению, признание практически равносильно деньгам», − отвечает главная героиня. Для меня аукционный дом – это еще и возможность высказывать свое мнение и свою позицию по отношению к определенным художникам, к историческим явлениям. Это может быть не всем заметно. Но, тем не менее, это есть некий инструмент.

− Инструмент управления?
− Да. Есть художники, которых я вообще не беру на торги. Просто не хочу. Хотя это и не по-коммерчески. Есть художники, которые никогда не попадут на торги. Это относится к более современным художникам и связано с тем, что я не считаю их хорошими художниками.

− Любопытно было бы услышать фамилии из вашего черного списка. Вот, к примеру, Никас Сафронов – герой-художник Интернета. О нём наибольшее количество публикаций.
−К сожалению, у нас на торгах его работы пока представлены не были. Что касается классических художников, то ведь любую работу можно представить с той или меньшей степенью любви. Значит, о ней люди больше узнают и в итоге, готовы больше платить. Но это всё кропотливая и не совсем заметная со стороны работа.

− В следующем году MacDougall’s будет уже десять лет. Какие существенные изменения произошли за это время в аукционном бизнесе? − Очень сильно повысился экспертный уровень. По сравнению с началом нашей работы появилось много грамотных экспертов и консультантов, повысился в целом уровень русского рынка. Если мы начинали и были новаторами в том, что мы привлекали русских экспертов, то сейчас русских экспертов привлекают все аукционные дома. Поскольку они лучше всего разбираются в русской живописи. Очень сильно возрос уровень, как коллекционеров, так и операторов рынка.

− Тем не менее, продажа подделок на аукционах – актуальная тема.
− Я вообще-то считаю эту тему надуманной. Эксперт всегда отличит подделку от настоящей картины. Есть технологические методы, есть, в конце концов, страховка. Так что я не считаю это проблемой. Работу, купленную через аукционные торги всегда можно вернуть. Это проблема любого рынка, но она решаема. Вы могли двадцать лет назад купить рисунок Рембрандта и думать, что у вас на стене сотни миллионов, а потом эту работу эксперты переквалифицируют в школу Рембрандта. И отнимайте два нуля. И это что не проблема? Это еще большая проблема.

−Но ведь речь идет о престиже аукционного дома и уровне его экспертов? Вспомните, прошлогодний суд Виктора Вексельберга с Christie's по поводу выплат за поддельную картину Бориса Кустодиева "Одалиска", проданную в 2005 году его фонду за 4,5 миллионов долларов.
− Ошибаются все. Но Вексельбергу деньги за картину вернули. Кстати сегодняшний мировой рекорд по Кустодиеву - около 7 миллионов долларов, если я правильно помню.

− Вы часто говорите о том, что, по сути, нет русских и украинских художников-классиков. Все они выходцы из Российской империи или, к примеру, СССР.
− Мы говорим об аукционном мире, а у него свои законы. Эти художники попадают в так называемые русские торги. Поэтому никакой идентификации между Пиросмани, Серебряковой и Богомазовым, Шишкиным нет. Точно так же нет никакой национальной идентификации, когда проводятся торги импрессионистов или модернистов. Там, наоборот важен не национальный признак, а мировой уровень. Когда художник всемирно известен, то вопрос о его национальности отпадает. Вот, Марк Шагал, никто не считает его русским художником, а кто-то может считать его еврейским.

− Но при этом вы акцентируете внимание именно «на русских и украинских торгах в Лондоне». Возникает некое противоречие.
− На этой стадии развития национального рынка необходимо проводить такое различие. Пока национальные коллекционеры не начнут любить и вкладывать деньги в «своё», никто этого делать не будет. Поэтому прежде чем художника оценит мировое сообщество, его должны оценить земляки. Я подчеркиваю, что это важно именно сейчас, когда ведется огромная пропаганда против украинского и русского искусства. Молодые коллекционеры сразу начинают покупать позднего Пикассо. Сейчас цены на искусство таковы, но это уже вопрос технологий, а не пристрастий. Люди, которые раскручивают каких-то мировых художников, вкладывают в них много денег. Поэтому мировым аукционом сейчас выгоднее продавать русским и украинским коллекционерам Пикассо за миллион фунтов, чем Васильковского за 10 тысяч. Но, тем не менее, мы же не можем отменить русское и украинское искусство. Это будет не правильно.

− Какие общие проблемы на сегодняшний день характерны для функционирования аукционных домов?
− Проблема одна − недостаток хороших вещей. Они оседают в коллекциях, и их никто не хочет продавать. Что, конечно, естественно для коллекционеров. Опять же, я возвращаюсь к тому с чего мы начинали, как убедить…

− В таком случае видимо, роль женщины в этой сфере ведения бизнеса более активна, как вы считаете?
− Несомненно. Аукционный бизнес – бизнес сервисный. Точно так же как банковское дело. Мы говорим о биржевой торговле искусством или сфере не очень ликвидных активов. Женщины имеют преимущество, потому что они гибче. На мой взгляд, будущее вообще принадлежит женщинам (улыбнулась).

Татьяна Николаева, Портал журналистов, июль 2013.
ГЛАВНАЯ

Сайт создан в системе uCoz