СИЯНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ 30.09.2012

В 2012 году Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (РФ) празднует столетие со дня основания. Благодаря этому событию стало возможным сначала в Москве, а затем в Киеве провести масштабные выставки живописи старых европейских мастеров из государственных коллекций Украины. О музеях-участниках, особенностях столичных выставок и самосознании украинцев расскажем с соответствующим размахом.


Музей изящных искусств имени Александра III

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина — крупнейшее в России художественное собрание зарубежного искусства с древнейших времен до наших дней. Он был открыт 13 июня 1912 года как музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете. Основателем и первым директором музея в 1911—1913 годах был Иван Владимирович Цветаев (1847—1913), профессор Московского университета, отец «…одного из крупнейших русских поэтов XX века» — Марины Цветаевой. Новый музей сразу приобрел популярность. Посещаемость его доходила в будние дни до 700—800 человек, а в воскресенья и праздники до 2 500 человек. В 1932 его переименовали в Государственный музей изобразительных искусств. А чрез пять лет музею было присвоено имя А.С. Пушкина.

В настоящее время общая численность хранящихся в ГМИИ памятников составляет около 670 000 единиц хранения. Это произведения живописи, графические работы, скульптуры, произведения прикладного искусства, археологические памятники, памятники нумизматики, фотографии, мемориальные предметы, сгруппированные по экспозициям: «Искусство древнего мира», «Искусство средних веков и эпохи Возрождения», «Европейское искусство XVII—начала XIX века», «Искусство стран Европы и Америки XIX—XX веков», «Собрания Отдела личных коллекций», «Музей-квартира Рихтера».

К своему столетнему юбилею Пушкинский музей организовал и провел цикл выставок «Под сенью дружных муз», в рамках которого, как говорится на сайте музея: «…знакомил публику со значительными художественными собраниями стран ближнего зарубежья. Были показаны произведения западноевропейского искусства XVI—XX веков из Музея зарубежного искусства города Риги, а также шедевры армянской и русской живописи XVIII-XX веков из музеев Армении».


Возвращение святого Луки


С 17 июля по 9 сентября этого года в Москве проходила выставка «Возвращение святого Луки». На ней было представлено сто произведений западноевропейских мастеров VI—XVIII веков из государственных коллекций Украины. Организатором от украинской стороны выступил Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко. В интервью автору, его директор Вера Виноградова, немного нахмурившись, сказала, что «отбором картин занимались исключительно российские коллеги».

«Выставка получилась очень большая. Она представляет самые разные школы живописи, самые выдающиеся произведения, художественный уровень которых наиболее качественно познается, именно когда они показаны комплексно, когда одно произведение расположено рядом с другим. Благодаря этому мы видим уникальность украинских коллекций изобразительного искусства. Основу выставки составляют работы из девяти музеев Киева, Одессы, Чернигова, Львова, Харькова, Житомира, Полтавы», — отметил ранее в интервью «Первому каналу» куратор выставки, сотрудник ГМИИ им. Пушкина Вадим Садков (16.07.12 www.iskusstvo.tv).


Вот это — «одно произведение расположено рядом с другим»
явно не понравилось арт-обозревателю газеты «Новые известия» Сергею Соловьеву (не путать с Соловьевым Александром, украинским искусствоведом). В статье «Святой Лука» с временной регистрацией» от 18 июля 2012 г., объясняя название выставки «Возвращение святого Луки» (одноименный советский детектив о краже картины из музея), он пишет: «…экспозиция, лишенная каких-либо логических связей, напоминает обстановку богатого дома гетмана: католические святые здесь разбавлены большим количеством натюрмортов с дичью и овощами… Выставка украинских раритетов, происходящих с Запада, не отличается обилием шедевров. Кроме Хальса здесь есть еще две сирийские иконы VI века реально мирового масштаба. Все остальное – скорее на любителя».

Далее Сергей Соловьев продолжает: «Чего греха таить, большинство украинских музеев, где хранится западное искусство, сегодня стоят полупустыми (это видно по Киевскому музею искусств имени Богдана и Варвары Ханенко). У наших соседей куда как сильнее интерес к собственным корням (икона, особенно западная) либо к современному искусству. Выставка в Москве могла бы сильно повысить их самосознание…» (полный текст)


Всё уже украдено до нас!

Конечно, легко разглагольствовать о слабости украинской коллекции западноевропейской живописи, живя в Москве и имея под боком Пушкинский музей и Третьяковскую галерею. Но давайте не забывать об экспроприации ценностей в 1917-м и далее годах, о вывозе предметов искусства с Украины в фашистскую Германию, о распределении фондов по музейной системе Советского Союза и прочих перемещениях уже в период Независимости.

Как говорится, чем богаты, тем и рады.

Напомним, в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина ГМИИ 670 000 единиц хранения. Количество экспонатов Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко по разделам: «Искусство стран Востока» 3000 + «Искусство стран Европы» 20 000 + «Искусство древнего мира» 400. Итого 23 400 единиц хранения(!).

Поэтому для нас ВСЁ реально мирового масштаба. А что до самосознания, то об этом чуть позже.

Действительно, неудачное размещение экспонатов на выставке ухудшает восприятие. И нужно ли было вообще делать в названии выставки акцент на одной картине? Детективная история, это захватывающе. А что потом посетители вспомнят? Видели картину, которую из музея украли. Но ведь цель выставки продемонстрировать всю коллекцию.


Европейское измерение

Именно этим путем пошел музей Ханенко, который выступил инициатором и координатором продолжения проекта, начатого ГМИИ им. Пушкина. 26 сентября в Киеве в музее Богдана и Варвары Ханенко представили ту же выставку, что и летом в Москве, но под названием «Европейское измерение» и с продуманным размещением полотен по хронологии и школам. Кроме того, выставку посвятили памяти Бориса Возницкого, который трагически погиб в автокатастрофе 23 мая этого года. Борис Григорьевич Возницкий (1926—2012) — искусствовед, академик Украинской академии искусств, Герой Украины, лауреат Национальной премии имени Тараса Шевченко. Будучи директором Львовской галереи искусств, принимал активное участие в подготовке к московской выставке.

«Ради проведения такой масштабной выставки в музее Ханенко была полностью(!) демонтирована постоянная экспозиция», — рассказывает директор Вера Виноградова.

Посетители смогут впервые(!) увидеть собранную в одном месте(!) коллекцию картин:
Львовской национальной галереи искусств,
Одесского музея западного и восточного искусства,
Донецкого областного художественного музея,
Житомирского областного краеведческого музея,
Полтавского художественного музея,
Севастопольского художественного музея,
Харьковского художественного музея,
Черниговского областного художественного музея.
«Музей Богдана и Варвары Ханенко представил на выставке шестьдесят картин, — продолжает Вера Виноградова, — благодаря реставрации, некоторые полотна впервые переместились из хранилищ в экспозиционные залы».


А сколько, по-вашему, стоит луч света?

Такую фразу произнесла в кинофильме «Возвращение “Святого Луки”» сотрудница музея, в ответ на вопрос посетителя, сколько стоит картина Франса Хальса «Евангелист Лука». Именно так, как луч света, как сияние воспринимается выставка «Европейское измерение». Мифологические, религиозные сюжеты, классические портреты, пейзажи, натюрморты. В камерных залах городской усадьбы супругов Ханенко (памятник архитектуры XIX ст.) тихо и уютно. Картины сопровождают вас из зала в зал, по лестнице, ведущей на второй этаж, устланной мягким ворсистым ковром. Сияние со всех сторон.

Хронологическим началом выставки являются две византийские энкаустические иконы V столетия «Богоматерь с младенцем» и «Иоанн Предтеча» из коллекции музея Ханенко.

Италия. Проторенессанс. «Мадонна — Смирение» (дерево, темпера) Марка ди Паоло да Венеция. Предполагаемая картина Джентиле Беллини «Портрет патриция», около 1429 — 1507 (полотно, темпера, перенесено с дерева). Позднее Возрождение. Джироламо Маккьетти «Мадонна с младенцем Христом и маленьким Иоанном Крестителем», 1535—1592 (дерево, масло).

Нидерландские маньеристы XVI ст. Их полотна из Львовской национальной галереи искусств: Вольфванг Кродель Старший «Голгофа», 1535 (дерево, масло), Якоб де Баккер «Венера и Амур», 1540 (холст, масло).

Караваджисты. Хендрик Янс Тербрюгген «Концерт», 1626 (холст, масло) из Черниговского областного художественного музея им. Г. Галагана. Томмазо Салини «Пастух, играющий с котом и мышью», ок. 1575 — 1652 (холст, масло) из Севастопольского художественного музея им. М. П. Крошицкого.

Голландские и фламандские мастера конца XVI—XVII ст. Клара Петерс «Закуска с омаром», 1612 (дерево, масло) из Полтавского художественного музея им. Н. Ярошенко. Ян Йозефс ван Гойен «Пейзаж с рыбаками», 1630 (дерево, масло) из Харьковского художественного музея. Франс Хальс Старший «Евангелист Лука», 1666 (холст, масло) и «Евангелист Матфей», 1666 (холст, масло) из Одесского музея западного и восточного искусства.

Хронологически завершает выставку детский портрет, датированный 1811 годом из коллекции музея Ханенко. Эта работа Жана-Батиста Реньо «Портрет Василия Репнина в детстве» (холст, масло). У каждой картины есть своя история создания, «опознания» автора и история передачи в то или иное музейное учреждение. Об этом вам расскажут уже на самой выставке куратор или экскурсоводы.

Татьяна Николаева
ГЛАВНАЯ

Сайт создан в системе uCoz