ФОТОСАФАРИ ОТ АНДРЕЯ ГУДКОВА 22.6.2008

20 июня известный российский фотограф-анималист Андрей Гудков открыл в Киеве выставку фоторабот, под названием "Жизнь на планете". В интервью INTV он рассказал о своих "диких персонажах" и ещё много интересного, что будет любопытно и полезно услышать от мастера любому, кто увлекается искусством фотографии.

Биографическая справка:
Андрей Гудков - член международного союза журналистов и Союза журналистов Москвы. Занимается фотографией 14 лет, из них непосредственно анималистикой 3 года. Снимает в жанре "Wildlife". В 2007 году Международное издательство Independent Media по итогам года присудило ему премию за лучшую фотографию для журнала "National Geographic". Это – фотография бонобо (карликовая шимпанзе) сделанная в национальном парке Конго. Большое влияние на выбор жанра оказали работы фотографа Франца Лантинга и всемирно известного английского фотографа-анималиста Стива Блума. География его поездок обширна: от ЮАР до Катара, от Франции и Японии. Мечтает возродить российскую школу фотоанималистики. В настоящее время является руководителем проекта www.wildanimalssafari.com по организации специализированных фототуров по всемирно известным национальным паркам Африки.

Т.Н.:Андрей, съемка животных - один из самых сложных жанров фотографии. Что необходимо фотографу, чтобы сделать художественно и технически качественные снимки дикой природы?
А.Г.: Во-первых, нужна профессиональная камера. Я пользуюсь Canon EOS Ds Мark II. Разрешение порядка 17 мегапикселей. Нужны длиннофокусные объективы. У меня их несколько: 16-35 мм, 24-70 мм, 114 мм, 180 мм серии "L" т.е. самой лучшей. Это позволяет снимать в самых сложных ситуациях, например, при очень плохом освещении. Во-вторых, прежде чем куда-то ехать, надо основательно подготовиться:
1. Определиться с тем, какого животного вы хотите фотографировать.
2. Изучить жизненный цикл этого животного. Когда у него период размножения, где он обитает, чем питается, изучить его повадки, в каких национальных парках его можно встретить.
3. Надо выяснить возможность проведения съемки, а именно получить разрешение на фото съемку, поговорить с руководством парка, выяснить у гидов, где и как можно сфотографировать выбранное вами животное.
4. И главное - ехать надо с целью! Иметь в голове конкретный сюжет. Ты должен представить, что ты хочешь снять брачные игры слонов или как, например, обезьяны целуются. Основная ошибка новичков, которые начинают заниматься съемкой дикой природы – снимать всё подряд. Ой! Птичка – щелк. Ой! Лев - щелк. В итоге получается набор открыток с животными. Флешка забита, а сюжета нет.

Т.Н.: Но ведь немаловажную роль играет удача и настрой фотографа?
А.Г.: Да. Кроме высококачественной фототехники, проработки сюжета еще необходим кураж. Он всегда должен быть. Ты едешь с хорошим настроением, в голове складываются какие-то сюжеты, и у тебя уже возникает позитивный настрой. Причем надо и гида настроить также, чтобы он работал не халатно. А роль удачи - 50 %. Можно приехать, знать все о животном и не разу его не встретить. А может быть наоборот. Только зашел в джунгли и бах! Он перед тобой стоит.

Африканские животные доступнее

Т.Н.: Как вы снимаете: сидите тихо в засаде или как-то привлекаете их внимание? И одинаково ли сложно фотографировать различных животных?
А.Г.: Всех диких животных снимать сложно. Обезьяны очень прикольные, но до них надо еще добраться и шустрые они очень. Слоны медлительные, но от них сложно добиться какого-то экшена. Все-таки в большинстве случаев, вот этот самый момент действия: охота на дичь, брачные игры, взаимоотношения самки и детеныша надо ждать сидя в засаде. Иногда бывает, что, хлопая в ладоши, привлекаешь внимание. Один раз так увлекся, что слишком близко подошел к семейству орангутангов и глава семьи воспринял меня как соперника. Пришлось убегать. Поэтому еще очень важно иметь на подстраховке гида, который предупредит об опасности.

Т.Н.: Почему у Вас больше снимков африканской фауны, а не нашей?
А.Г.: Так случилось, что наибольшее количество доступных для фотосъемки животных находится в Африке. В их национальных заповедниках все организовано. Там удобно снимать. Есть гиды. В России 100 национальных заповедников! Но сама организация съемок просто катастрофична. Я же не могу сам идти в тайгу и фотографировать уссурийских тигров. Обязательно должен быть проводник, но неприспособленность, непонимание руководством наших заказников важности фотоработы, халатность и раздолбайство всё это приводит к тому, что западные фотографы-анималисты не едут к нам и наша отечественная школа фотоанималистики не развивается.

Сила Photoshop`а и слабость "пленки"

Т.Н.: Съемки дикой природы неизбежно требуют последующей обработки фотографий? Как вы относитесь к компьютерной программе Photoshop?
А.Г.: В 2006 году я встречался с великим фотографом-анималистом Стивом Блумом и задал ему тот же вопрос. Он мне ответил: "Сынок, учись пользоваться Photoshop`ом. Причем если ты снял одну и ту же птицу с одной точки и в одном кадре у нее не резкий клюв и резкие глаза, а в другом кадре наоборот. Возьми резкий клюв, и помести его на фото, где у птицы резкие глаза. Это ты снял эту птицу. Это - твои фото". Поправить свет, цвет, контраст, убрать травинку с глаза животного, кадрировать фото – да, это можно. Но есть граница, за которую нельзя заходить: добавить к двум слонам третьего, стереть животного, лев сидит на камне, а ты его переместил на дерево. Это - не профессионально. Любое коллажирование запрещено.

Т.Н.: Обработка фотографий в Photoshop приводит к необходимости выбора. Цифровой фотоаппарат или пленочный. Перед вами стояла проблема выбора?
А.Г.: Нет. Я сразу перешел на "цифру". Понимаете, до какого-то времени пленка действительно была в силе, особенно слайдовая. Но как только появилось разрешение 17 мегапикселей и более – всё, пленка сразу отжила свое. Я авторитетно заявляю: пленка - это прошлый век! Я считаю, что это недостаток профессионализма, продолжать снимать пленкой, да простят меня именитые фотографы. Мир развивается. Все западные фотографы, в том числе снимающие дикую природу переходят на "цифру". Задача современного фотографа - создавать эстетические работы, используя современные технические и программные средства. А молодым фотографам хочу сказать - опыт, 100 % опыта!Экспериментируйте! Старайтесь делать сюжеты прикольными. Правильно относитесь к критике, ориентируйтесь на лучшие образцы мирового фототворчества. Постоянно работайте над собой и через 3-4 года вы не узнаете свои фотографии.

Татьяна Николаева
ГЛАВНАЯ

Сайт создан в системе uCoz