ИГОРЬ ГУБСКИЙ: НИ С КЕМ ИЗ ЖИВУЩИХ НЕ СОРЕВНУЮСЬ 6.7.2010

На Fine Аrt Ukraine-2010 попала я в диковинный "Город". В какой стране он, в каком веке существует… Может здесь живут знаменитые гоголевские персонажи? Или это Голландия XVII века? Отсюда не хотелось уходить. Но выставка-ярмарка завершилась. Странные горожане перекочевали в мастерскую украинского художника Игоря Губского. За ними направилась и я, чтобы увидеть их снова и пообщаться с мастером.

Как оказалось, в новой мастерской находятся не только полотна Игоря Ивановича, но и одна из работ его отца – художника Ивана Кондратьевича Губского. "Вот видите, женщина в голубом платье, - показывает мастер, - нашел случайно тут, в Киеве, у барыг. Это портрет моей мамы. Представляете, отец написал его в 1959 году! Картина потерялась лет тридцать назад при переезде с одной квартиры на другую".


"Вахтер" (холст, масло) , 1987. Третьяковская галерея

Т.Н.: А ваши работы 1980-1990-х годов есть в мастерской?

И.Г.: Нет совсем. Всё мое, как говорится, творческое наследие было или распродано, или разворовано. Мало что осталось. Один друг недавно признался: "Знаешь, Игорь я у тебя там лет двадцать назад картину украл из мастерской". Ну, думаю и хорошо, значит, она сохранилась.

Т.Н.: Вот вижу у вас еврей снова флаг шьет…

И.Г.: Да, уже лет двадцать, как шьет. Только в каждой картине композиция другая, да и типаж портного не повторяется. Почему евреев пишу? Сам не знаю. Я родился в Кадиевке, сейчас – Луганской области. Там-то и людей было мало. А еврей прям в диковинку. Помню лишь одного - работал главным бухгалтером на шахте. Не знаю, живой интерес к ним, возник, быть может, под впечатлением от рассказов Бабеля. Не знаю, не знаю.


"Жизнь удалась" (холст, темпера), 2009. "Троица, есть троица, как её не изобрази", - комментирует мастер.

Т.Н.: А как вам в армии служилось? Вас же забрали в тот год, когда война в Афганистане началась?

И.Г.: Это точно. В 1979-м. Но я, как и многие, кто учился в Киевском государственном художественном институте, попал во внутренние войска, которые охраняли Владимира Щербицкого. Часть находилась в Киеве на Подоле. Было несколько офицеров, которые меня просто ненавидели. Например, майор Леонард Рафаельевич из политотдела. Говорил мне:
- Губский, опять еврея нарисовал?!
- Ну, почему?!
– Глаза темные, нос тонкий, веснушки. Это - не советский солдат. Это – еврей!
Я подправил кое-что, а он:
- В-о-от уже лучше. Можешь, когда захочешь.
А вообще-то служба была не в тягость. Я умел себя держать перед офицерами. Был вроде Швейка.

Т.Н.: Знаю, что в 1970-х в КГХИ преподавал классик соцреализма Виктор Пузырьков (1918-1979). Как учёба проходила? Интересно было?

И.Г.: Рассказываю. Пришел я на кафедру (студенты сами выбирали, у кого им живописи учиться) и спросил, кто к кому идет. Восемь человек к Лопухову, двенадцать к Шаталину, а к Пузырькову ни одного. Вот к нему и пойду, – решил я. Один буду. Вообще-то Виктор Григорьевич был сложный человек, зашоренный. Написал в 1947 году одну знаменитую картину "Черноморцы", а потом всю жизнь пытался повторить свой успех. Но, не смотря на это, он был скорее хороший, чем плохой. А институтские задания мне были не интересны. Мне всегда не хватало той деятельности, которая требовалась от студента. Не знаю в кого я такой. Это – не тщеславие. Просто какой-то чертик всё подзуживал на что-то большее. Но это не во всем проявлялось. К примеру, в драках я лучшим не был. А вот участвовать в выставках начал еще на первом курсе. А тогда было сложно попасть на государственные выставки. Одну картину купило министерство культуры, вторую. Деньги первые появились. Вот так шел я вроде бы параллельно, но удаляясь ото всех.


"Художник" (холст, темпера), 2009 - портрет Александра Ройтбурда

Т.Н.: Был ли у вас тогда пример для подражания?

И.Г.: Да. Зацепил меня Корнелиу Баба (1906 - 1997) - румынский художник, продолжатель Хальса. Мастер невероятный. Были и еще кумиры. Только после посещения в 1990-х Музея Орсе в Париже я некоторых из них "похоронил". Удивительный музей - собрание французской живописи и скульптуры с 1848 —1914 года.

Т.Н.: А сейчас?

И.Г.: Так получилось, что я давным-давно уже не соревнуюсь ни с кем из живущих. Есть несколько художников, к которым мне хочется подобраться поближе – Франс Хальс, Франциско Гойя. Вот "Возвращение блудного сына" Рембрандта. Хорошо бы что-то близкое создать когда-нибудь.

Т.Н.: Уверены, что сможете?

И.Г.: Если я найду соответствующий сюжет и будет возможность не думать о заработке, то да.

Т.Н.: Как вам работается в новой мастерской?

И.Г.: Привыкаю. Только-только переехал. Тут еще надо кое-что доделать и… кота привезти.

Т.Н.: У Вас на многих портретах присутствуют домашние животные. Вот и Арлекин на этот раз с собачкой. Любите животных?

И.Г.: Да. Дома у меня их в избытке. И кот есть и несколько собак. Подбираю на улице, а вот пристроить их ни к кому не удается. Ну, а Арлекин, раньше был готовым сюжетом для оттачивания мастерства. А сейчас - классический персонаж. Наверно, я его когда-нибудь "убью".


"Летящая дворничиха" (картон, темпера), 2009 го

Т.Н.: Как у вас появляются такие сюжеты, как, например, летящая дворничиха? Какую-то конкретную работницу метлы захотелось отправить полетать?

И.Г.: Нет прямого объяснения, почему появляется та или иная картина. Это в советское время был тематический план под выставки. Государство заключало договор с художником по созданию бессмертных произведений на хозяйственную тематику. Видимо есть какой-то изъян в моих мозгах, который толкает на подобные темы. Вот как эти:


"Кто там?" (холст, масло), 2009. "У Києві кожна стара жінка – відьма", - цитирует Николая Гоголя художник.


"Визит" (холст, масло), 2009

Т.Н.: Игорь Иванович, вы работаете в разных жанрах. Вот и пейзажи и натюрморты, а портреты вам все-таки создавать интереснее?

И.Г.: Я бы не сказал. Я люблю писать море. Море – это тоска по несостоявшемуся. Где сейчас эта волна, которую я создал?.. А портреты у нас просто никто не умеет делать. Вот мертвечины сколько угодно. Мой отец говорил: "Можно точно нарисовать ручку, ножку, попку. А искусство ходит рядом". Искусство - это то, что не объяснить словами. Вот когда изображаемое само переходит в возможность рассказа о картине, тогда появляется искусство.


"Дитя" (холст, масло), 2009

СПРАВКА:
Игорь Иванович Губский родился 11 июня 1954 года в Кадиевке (Луганская область) в семье художника - Ивана Кондратьевича Губского. В 1973 году закончил Луганское художественное училище. С 1973 по 1979 учился в Киевском государственном художественном институте (мастерская Виктора Пузырькова). С первых же курсов КГХИ участвовал в городских, республиканских и всесоюзных художественных выставках, с середины 1980-х и в международных художественных экспозициях. После службы в армии в 1981 Игорь Губский поступил в аспирантуру, учился в творческих мастерских Академии художеств СССР у профессора Сергея Григорьева. С 1983 – член Союза художников СССР. В 1990 году на аукционе Cristie’s были проданы все представленные работы художника, в том числе и картина "Срочный заказ" (1987). В 2004 году Игоря Ивановича за неуплату членских взносов и коммунальных услуг исключили из членов Национального союза художников Украины и лишили творческой мастерской.


Автопортрет (картон, темпера), 2008

Персональные выставки:
1987 – в Kunstmuseum, Мальмо (Швеция).
2008 – в галерее "Тадзио", Киев.
2009 – в галерее "Персона", Киев.
Участие в Ukrainian Fine Art-2010, Киев.

Работы художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, в Kunstmuseum (Швеция), в Национальном художественном музее Украины, в Горловском художественном музее, Сумском художественном музее, Луганском художественном музее, в частных коллекциях Англии, Израиля, Канады, США, Швеции и Украины.

Фото галереи "Персона"

Татьяна Николаева
ГЛАВНАЯ | ПУБЛИКАЦИИ

Сайт создан в системе uCoz